Полиция и МВД Казахстана представили новую систему тотального контроля: патрульные автомобили теперь оснащены шестью камерами, а над трассами начнут курсировать дроны, способные выявлять усталость водителей.
Автомобили‑«шестикамерки»
Новые патрульные машины фиксируют:
- превышение скорости,
- непристёгнутые ремни,
- пересечение стоп-линии,
- и другие нарушения, включая потенциальные основания для штрафа.
Камеры работают в режиме реального времени и автоматически передают данные на пульт наблюдения. Водитель может быть остановлен ещё до того, как осознает своё нарушение.
Дроны — «контроль усталости»
По данным МВД, дроны оснащены ИИ-алгоритмами, способными выявлять признаки усталости. Алгоритм работает так:
- если водитель едет более восьми часов без перерыва — система это фиксирует,
- дрон передаёт сигнал ближайшему патрулю,
- водителя останавливают и предлагают сделать остановку и отдохнуть.
«Если водитель не устал — пусть едет дальше. Устал — отдохнёт. Алгоритм работает», — заявляют в МВД.
ИИ‑наблюдение: 19 тысяч камер по стране
Стационарные камеры с искусственным интеллектом теперь могут распознавать:
- лица,
- оружие,
- бороды, маски и головные уборы,
- оставленные предметы,
- а также выстраивать маршрут передвижения человека за последний час.
Иными словами, даже если водитель сам не помнит, где был — система это знает.
Практика уже работает
«Даже моим друзьям приходят фотки с дронов за нарушения», — говорит представитель МВД, подчёркивая эффективность новых технологий.
Контекст и вызовы
- Казахстан с 2024 года активно развивает систему массового видеонаблюдения: в стране установлено более миллиона камер, многие из них интегрированы с ИИ.
- Технологии применяются не только на дорогах — они уже используются в общественных местах и на массовых мероприятиях.
- Дроны в роли надзорных инструментов впервые использовались во время пандемии — теперь их применение масштабируется на дорожный контроль.
Что это значит для водителей
- Рост автоматизации может снизить количество мелких нарушений и повысить безопасность на дорогах.
- Однако встают вопросы: насколько этично и точно работают алгоритмы? Что происходит при ошибочном срабатывании?
- Важно правовое регулирование: как обрабатываются личные данные, кто имеет к ним доступ, и как обеспечивается защита прав граждан?
Казахстан вступает в новую эпоху дорожного надзора — с шестикамерными авто, ИИ-сетями и дронами‑патрулями. С одной стороны — безопасность, с другой — необходимость следить, чтобы технологии не стали угрозой для частной жизни