У молодежи начался новый тренд. Они плачут после похода в кинотеатр на Міржақып. Оян Қазақ. И ругают себя, почему мы раньше не знали о таком герое нации?
А вы только посмотрите, какие яркие перфомансы проходят во время показов. Прямо в зале дети играют на домбыре, устраивают патриотические флешмобы, а дети расстрелянной интеллигенции уже будучи 70-летними апашками спонтанно проводят исторически-просветительские лекции для школьников после показа.
И ведь идти туда молодежь никто не заставляет. Они шагают в кинотеатры сами. Что самое интересное, если раньше на «великие шедевры» про Елбасы школоту заставляли идти даже во время уроков, то сейчас во всем этом национал-патриотическом буме госпропаганды не понадобилось ни на мегабайт.
Скорее наоборот, новость «о запрете» показа фильма лишний раз подстегнула народ сначала добиться продления проката, а затем и устремиться толпами в кинозалы, где не было ни единого свободного места. А билеты нужно было закупать заранее. Причем как в Алматы и Астане, так и в регионах (это очень важный момент).
Хотя, казалось бы, картина далеко не новая. Она вышла в виде сериала еще в 2022-м, и все это время провалялась на ютубе с довольно неплохими охватами, но массовой истерии (в положительном смысле), которую мы наблюдаем сейчас, не добилась.
Так в чем же секрет успеха этого переиздания именно на больших экранах? А ни в чем. Секрет успеха в нас с вами. Это мы поменялись за эти несколько лет. Вся эта детвора, что сейчас плачет в ТикТок после похода в кинотеатр, и не подозревала, что кино было когда-то показано по телеку. Именно казахская молодежь, бурно отреагировавшая на снятие проекта, сделала ему кассу.
Стал очевидным запрос на патриотические ленты, подчеркивающие национальную самоидентификацию. Это и есть тот самый Рухани Жаңғыру. Только в деле, а не на бумаге.
Последние события в стране и мире невольно пробудили и усилили чувство национального самосознания. Но самое важное, что эти ощущения ёкнулись и у обычно аполитичного подрастающего поколения. Особенно на фоне тех самых их ровесников в никабах, утверждающих, что домбыра – харам.
В фильме непросто идет отсылка к истории, но и идет очевидная параллель с сегодняшним временем — картины, которые переосмысляют наиболее драматичные моменты нашего общего пути: деколонизация, взаимоотношения с соседними империями, истинный патриотизм и подчеркивают важность светского, а не религиозного образования, а также знание каждым гражданином собственной истории.
Удивительный пример, когда, казалось бы, уже вышедший в массы телевизионный проект смог устроить аншлаг на больших экранах спустя долгое время. Это тоже самое, как если бы серии «Черного зеркала» выпустили в кинотеатры, и они собрали бы огромную кассу так, будто раньше их никто не видел.
А все потому что здесь гражданское высказывание совпадает с художественной формой и отвечает всем запросам времени. Очень хочется, чтобы таких уникальных культурно-общественных кейсов как Міржақып, Оян Қазақ было больше и больше.